|
Поиск по сайту
Авторизация
|
Научная работа
НАУЧНАЯ РАБОТА В ТУЛЬСКОМ ФИЛИАЛЕ РАНХиГС
Научную работу осуществляют сотрудники кафедр, ученые-руководители филиала и подразделений вуза, сотрудники-внешние совместители. Научно-исследовательская деятельность проводится в соответствии с Положением о филиале, Положением о НИД, Положением об Ученом Совете филиала, Положением о редакционно-издательском совете, Положением о редакционно-издательской деятельности. В соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом РАНХиГС, Положением о филиале общее руководство научной работой филиала осуществляет выборный представительный орган – Ученый Совет. Непосредственное управление научной деятельностью осуществляет заместитель директора по научной работе, переподготовке и повышению квалификации. В планировании, мониторинге научной работы, подготовке различных отчетов, издании научно-методических материалов весьма значительную роль играет координируемый заместителем по научной работе информационно-аналитический отдел. Научная работа строится в соответствии с разработанной Концепцией и основана на организации эффективного взаимодействия всех структурных подразделений в целях разработки и внедрения достижений науки в образовательный процесс, в сферы государственного и муниципального управления региона. Основными научными направлениями Тульского филиала РАНХиГС являются: снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (проф. Киселев В.Д.); проблемы менеджмента и управления народным хозяйством в посткризисной России (Моисеев А.В.); совершенствование профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих (проф. Романов В.А.); эффективность государственного и муниципального управления (доц. Югфельд А.С.). Побудительными причинами развертывания научно-исследовательских работ являются: задания заказчиков НИР, задания руководства вуза для совершенствования образовательного процесса и повышения качества подготовки специалистов; возможность победы в конкурсах на гранты; осознание НПР необходимости повышения научного уровня и квалификации, в том числе путем защиты очередных диссертаций; возможность влияния на социальные процессы в плане приближения социума к его идеалам и целям. Основную научную работу проводят кафедры («ГМУ», «Менеджмент», «Экономика и финансы», «Гуманитарные и общие естественнонаучные дисциплины») и ученые, входящие в администрацию филиала. Кафедры специализируются на научных направлениях, связанных с проблемами управления и автоматизации принятия решений в корпорациях, регионах, муниципальных образованиях на базе современных информационно-коммуникационных технологий, инновационных методов и концепций в упорядочивании деятельности социума, субъектов управления, а также в образовательной сфере. Ученые вуза принимают активное участие в выполнении прикладных научных исследований, а также в НИОКР. В 2006-2010 годах подано 16 заявок в конкурсах на различные гранты, причем успешно выполнены работы по 6 грантам на сумму более 700000 рублей: – на проведение НИР: «Разработка автоматизированной системы поддержки и принятия решений для обеспечения пожаро-взрывобезопасности на объектах государственной важности Тульской области». Постановление губернатора Тульской области от 06 мая 2007 года № 24-пг «Об итогах конкурса грантов губернатора Тульской области в сфере науки и техники 2006 года», 2006г. – губернатора Тульской области в сфере науки и техники, договор № 60-К-1/2344 «Возрождение ценности материнства как предпосылка улучшения демографической ситуации в тульском регионе» (Р), 2007 г. – РГНФ, № 07-06-71605 а/Ц «Формирование информационно-коммуникационной компетентности как важной составляющей профессионализма будущего учителя начальных классов» (Р), 2007 г. – РГНФ, № 08-06-71601 а/Ц «Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов к работе с леворукими детьми» (И) , 2008 г.; – РГНФ, №09-06-71602 а/Ц «Формирование коммуникативной компетенции как фактор подготовки будущих учителей начальных классов к разрешению детских конфликтов» (Р), 2009 г.; – губернатора Тульской области «Подготовка будущих учителей начальных классов к оказанию помощи детям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации» (Постановление губернатора ТО № 926 от 07.10.2010 г.) В НИР по различным направлениям вовлечены около 80% штатных преподавателей, причем с каждым годом доля преподавателей, вовлеченных в творческий процесс постоянно увеличивается (в 2006 году в научных исследованиях участвовали лишь 10% преподавателей). Объем финансирования научно-исследовательской деятельности в вузе (в пересчете на одного преподавателя) превышает пороговое значение (12,0) на 20-40 %. Преподаватели вуза активно участвуют в различных конкурсах научной направленности, в том числе: 1. «На лучшую научную книгу 2005 года среди преподавателей высших учебных заведений». Романов, В.А., Гущина, Т.А. Педагогика и психология детской деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов пед. вузов и колледжей / В.А. Романов, Т.А. Гущина. − Калуга: изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. − 100 с. − 4,0 п.л. (Диплом лауреата конкурса выдан 5.10.2006 г., Сочи). 2. В 2009 году на конкурс «На лучшую научную книгу 2008 года среди преподавателей высших учебных заведений»: - Романов, В.А., Пазухина, С.В. и др. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у будущих учителей начальных классов: Учеб-метод. пособие для студентов специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» и профиля бакалавриата 540607 «Начальное образование» направления подготовки 540600 «Педагогика» / Под ред. В.А. Романова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – 119 с. - Моисеев В.В.: «История России. Учебник для вузов.» Орел: Изд-во ОРАГС, 2008. – 520 с.: илл., Моисеев В.В., Дорохов Н.И. «История государства и права России. Учебник.» М.:МИЭМП, 2008. – 488 с., Моисеев В.В., Югфельд А.С. История государственного управления России. Книга I. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Орел: Изд-во ОРАГС, 2008. – 232 с. - Моисеев В.В. «Куда идет Россия? Стратегия экономического и социального развития». Монография. Орел: Изд-во ОРАГС, 2008. - 352 с. 3. Всероссийский конкурс на премию им. С.И. Мосина в 2005 г. (20000 руб.). Лауреаты: Киселев В.Д., Логвинов С.С. 4. Конкурс на грант губернатора Тульской области в сфере науки и техники 2008 года по теме: «Разработка автоматизированной системы поддержки и принятия решений для обеспечения мониторинга, анализа и прогнозирования медико - экологической обстановки на территории муниципального образования (на примере муниципального образования «Узловский район» Тульской области)»; 5. Конкурс на грант губернатора Тульской области в сфере науки и техники 2008 «Формирование управленческой культуры у будущих государственных служащих средствами гуманитарных дисциплин»; 6. Конкурс на грант губернатора Тульской области в сфере науки и техники 2008 «Подготовка и издание монографии «Инновации в управлении: социальный аудит как инструмент объективации деятельности органов местного самоуправления»; 7. Конкурс на грант губернатора Тульской области в сфере науки и техники 2008 «Разработка и внедрение мобильного комплекса дистанционного обучения муниципальных служащих Тульской области»; 8. Конкурс на грант губернатора Тульской области в сфере науки и техники 2008 Подготовка и издание монографии «Инновации в управлении: аудит пожарной безопасности»; 9. Конкурс на грант губернатора Тульской области в сфере науки и техники 2008 «Подготовка и издание научного труда «Экологические проблемы и здоровье населения Тульской области»; 10. Конкурс на грант губернатора Тульской области в сфере науки и техники 2008 «Подготовка и издание серии научных трудов «Актуальные вопросы развития Тульской области» в 3 томах: – «Социально-экономическое развитие Тульского региона как составная часть стратегии развития России» (т.1); – «Сильный регион – сильная Россия» (т.2); – «Социальное здоровье, социальная напряженность и социальное самочувствие в Тульской области» (т.3); 11. Конкурс на грант (08-07-99001-р_офи) // Р_ОФИ. Семенчев Е.А., Фатуев В.А., Арефьева Е.А., Сафронова М.А. Активная компьютерная модель автономного самоорганизующегося объекта, настраиваемого пользователем на определенный вид деятельности. Проводя научно-исследовательскую деятельность, вуз осуществляет оценку ее эффективности как в экономическом плане, так и в социальном. Анализ эффективности позволил сделать следующие выводы: – Проводимая НИР по теме: «Актуальные проблемы социально-экономического развития России» получили отражение в нескольких монографиях, научных статьях, тезисов докладов на международных и всероссийских научно-практических конференциях. Результаты исследования доступны преподавателям и студентам академии и других вузов, активно используются в глубоком изучении таких дисциплин как: «Отечественная история», «Политология», «Социология», «Экономика», «Государственное регулирование экономики», «Исследование социально-экономических и политических процессов», других гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с учебными планами. Изданные монографии и научные статьи активно используются студентами при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. В подготовке специалистов в области ГМУ используются научные рекомендации по совершенствованию государственного и муниципального управления по социально-экономическому развитию образования, региона, страны в целом. – Разработанная система управления медико-экологической обстановкой в муниципальных образованиях Тульской области позволяет осуществлять эффективное муниципальное управление в интересах граждан. Создание и совершенствование системы поддержки принятия решений по анализу и прогнозированию медико-экологической обстановки на территории муниципального образования «Узловский район» Тульской области позволяет перейти к новому типу прогрессивного муниципального управления. Создан и эксплуатируется медико-экологический паспорт муниципального образования. – Разработанная модель подсистемы управления и контроля операций с социально опасными отходами на территории субъекта Федерации включает концепцию, алгоритмы и код для автоматизированной подсистемы управления, контроля и подготовки управленческих решений по хранению социально опасных отходов. Создан пилотный проект автоматизированной системы, способной к тиражированию, типологизации, масштабированию, диверсификации. – Предложенная и обоснованная система индикаторов социального самочувствия населения позволила провести научно обоснованную оценку социального самочувствия населения г. Тулы методом соцопросов, что позволяет в конкретной социально-экономической ситуации принимать решения в сфере государственного и муниципального управления. – Социологические исследования позволили оценить социальное самочувствие населения г. Тулы, их материальное положение (ретроспективное, актуальное, перспективное); социальный статус, подразумевающий, характеристику занятости; семейное положение, включая удовлетворенность им; распределение ценностных ориентаций респондентов и т.п. Результаты могут быть использованы для оценки ситуации и принятия решений в сфере государственного и муниципального управления Тульской области. – Разработка инновационных подходов к процессу обучения в высшей школе позволяет внедрить достижения науки в образовательный процесс и коренным образом повысить качество обучения государственных и муниципальных служащих в современных условиях. – Работы по эффективности государственного и муниципального управления позволили использовать результаты при подготовке и переподготовке государственных и муниципальных служащих новой формации. Ежегодно сотрудники вуза выступают на научно-практических конференциях различной направленности (более 100 выступлений в год): – в 2006 году – в 5 конференциях; – в 2007 году – в 23 конференциях, в том числе в 8 международных; – в 2008 году – в 22 конференциях, из них в 10 международных, в том числе в 5 международных на базе ТФ ОРАГС; – в 2009 году – в 23 конференциях, из них в 15 международных; – в 2010 году – в 31 конференции, из них в 25 международных; - в 2011 году - в 20 международных конференциях; - в 2012 году - более 20 конференций; - в 2013 году - более 20 конференций; - в 2014 году - более 20 конференций Преподаватели вуза активно публикуют результаты научной деятельности в монографиях и сборниках научных трудов. С 2006 года сотрудники стали авторами (соавторами) более 30 монографий (примерно по 5 монографий в год), более 500 статей (примерно 100 статей в год). Ученые-исследователи, преподаватели вуза привлекают к творческой деятельности студентов. Организован кружок по изучению проблем информатики, регулярно проводятся конкурсы на лучшую ВКР, лучшую НИР, проведенную студентами. В течение 4 лет выпускаются сборники научных трудов студентов, где опубликовали свои работы более 200 студентов-исследователей. Наиболее значимыми работами студентов являются: 1. Мосина Е.К. «Системный характер национальной безопасности». Результат: публикация в сборнике тезисов XV Всерос. чтений студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» - Тула: ТулГУ, 2006. - С. 97. 2. Севастьянов М.М. «Особенности становления гражданского общества в России» Результат: публикация в сборнике тезисов XV Всерос. чтений студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» - Тула: ТулГУ, 2006 - С. 105. 3. Спириденков А.Е. «Феномен партии власти в России». Результат: публикация в сборнике тезисов XV Всерос. чтений студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» - Тула: ТулГУ, 2006 - С. 109. 4. Шуртухина Е.А. «Социальная адаптация выпускников региональных вузов на рынке труда». Результат: публикация в сборнике статей и тезисов межвузовской научно-практической студенческой конференции «Социальная адаптация молодежи в современной России: состояние, перспективы, факторами оптимизации». – Орел: ОРАГС, 2006. 5. Шуртухина Е.А. «Проблемы выпускников региональных вузов». Результат: публикация в сборнике статей и тезисов межрегиональной научно-практической студенческой конференции «Финансово-экономические и социально-правовые аспекты развития региона: проблемы, тенденции, механизмы решения». – Липецк: Липецкий ф-л ОРАГС, 2006. 6. Тишутин А.Д. «Социальная роль семьи в современном обществе». Результат: использование материалов при подготовке УМК и дипломов. 7. Асеева Н.А. «Ценностные ориентации молодежи: динамика и тенденции» Результат: использование материалов при подготовке УМК и дипломов. 8. Захарова А.М. «Государственная молодёжная политика». Результат: использование материалов при подготовке УМК и дипломов. 9. Киселёв В.Г. «Информационные технологии в политическом управлении». Результат: использование материалов при подготовке УМК и дипломов. 10. Пашков Н.В. «Реформы государственного управления в Российской Федерации». Результат: использование материалов при подготовке УМК и дипломов. 11. Исаева А.С «Петровские реформы и современность». Результат: использование материалов при подготовке УМК и дипломов. 12. Шеремет О.И. «О некоторых подходах к информационной подготовке управленческих и преподавательских кадров». Результат: публикация в сборнике III международной научно-методическая конференция «Методы и средства подготовки конкурентоспособных специалистов: теория и практика». – Анапа, – 2009 г. 13. Шеремет О.И. «Информационная подготовка и переподготовка (повышение квалификации) управленческих кадров и ее влияние на ход бизнес-процессов». Результат: публикация в сборнике III международной научно-методическая конференция «Методы и средства подготовки конкурентоспособных специалистов: теория и практика». – Анапа, – 2009 г. 14. Черепанов М.А. «Геологические исследования как одно из важнейших научных направлений и их роль при оценке качества окружающей среды в Тульской области». Результат: публикация в сборнике IV Всероссийской научно-практической конференции «Управление и общество» – Тамбов. – 2009 г. 15. Черепанов М.А. «Особенности природопользования в Тульской области». Результат: использование материалов при подготовке учебного пособия и дипломов. 16. Яшин С.А. «Перенос биологической информации в крайневысокочастотном излучении». Результат: публикация в сборнике Любищевских чтений «Современные проблемы эволюции», Ульяновский государственный педагогический университет, 2008. 17. Яшин С.А. «Применение методов исследования систем управления в образовательном процессе». Результат: публикация в сборнике «Инновационные технологии в подготовке специалистов в современной высшей школе: материалы 1-й науч.-метод. конф., НОО ВПО НП «Тул. ин-т экономики и информатики, 2008. 18. Яшин С.А. «Воздействия низкоинтенсивных высокочастотных излучений». Результат: публикация в сборнике Любищевских чтений «Современные проблемы эволюции», Ульяновский государственный педагогический университет, 2008. 19. Яшин С.А. «Современные тенденции организационных преобразований в реальном секторе экономики». Результат: публикация в сборнике I Международной заочной научно-практической конференции «Инновации в управлении и образовании: технико-технологические и методические аспекты». – ТФ ОРАГС, 2008. За годы работы вуз укрепил связи с внешними и зарубежными партнерами. Заключены договоры с вузами Украины, Казахстана, Белоруссии, Литвы, Польши. Договоры о сотрудничестве: - с Северо-Казахстанским государственным университетом им. М.Козыбаева (Казахстан); - с Барановичским государственным университетом (Белоруссия); - с Западнодонбасским инитститутом экономики и управления (Украина); - с Международной ассоциацией менеджеров Северо-Словацкого отделения при UNIVERZITA ZILINA − имеют цель объединения научно-методических, материально-технических потенциалов, оформляемых отдельным договором, установить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество путем организации совместной деятельности по основным направлениям: • взаимный учет интересов и информирование по вопросам затрагивающим интересы сторон; • совершенствование учебной и учебно-методической деятельности; • сотрудничество в научной, научно-педагогической и научно-производственной деятельности; • совместное проведение научно-исследовательских работ, конференций и других форм общения ученых и педагогов; • организация повышения квалификации преподавателей, включая обмен ведущими преподавателями; • подготовка научно-педагогических кадров через докторантуру, аспирантуру, различные формы соискательств в вузах-партнерах; • межбиблиотечное сотрудничество. С целью совершенствования учебной и учебно-методической деятельности филиал с партнерами осуществляет: • взаимное рецензирование курсовых и дипломных работ, методических разработок, учебных пособий; • привлечение профессорско-преподавательского состава и студентов к участию в работе семинаров и конференций, проводимых на базе вузов партнеров; • приглашение ведущих специалистов вузов-партнеров в качестве оппонентов по защите диссертации. В настоящее время вузы-партнеры осуществляют совместный выпуск сборников научных трудов, организуют международные конференции, где выступают учредителями. В 2008-2011 году вузы провели совместные международные научно-практические конференции «Инновации в управлении и образовании: технико-технологические и методические аспекты» с выпуском сборников статей, где приняли участие 77 сотрудников из зарубежных вузов. Обмен опытом по вопросам внедрения инноваций в управлении социумом и в сфере образования представляет несомненный интерес и подлежит внимательному изучению. |